Нужны ли счетчики горячей воды с термодатчиком?
Оборудование системы ГВС счетчиком способствует значительной экономии, так как пользователи оплачивают только ту воду, которую действительно потребляют. Тем не менее, существует еще одна распространенная проблема: качество горячего водоснабжения не всегда соответствует нормативам. Либо горячая вода постоянно не подогревается до нужной температуры, либо приходится подолгу сливать воду из крана. И в том, и в другом случае оплата взимается по расходу согласно установленному тарифу за горячую воду.
На фоне существующих проблем активно распространяется информация о многотарифных «умных» счетчиках, которые производят подсчет расхода воды с учетом ее температуры. Приборы считают только кубометры жидкости, нагретой до 40 градусов и выше, а не соответствующую температурному минимуму воду относят в разряд холодной.
Безусловно, определенная экономия при этом достигается, но настолько ли она велика, чтобы устанавливать счетчик, стоимость которого в 4–10 раз выше, чем у обычной модели? При выборе контрольных приборов за критерий экономической целесообразности принимают срок их окупаемости. Оптимально, если это происходит до первой поверки, которая производится через 4 года. В большинстве случаев, окупаемость счетчиков с термодатчиком превышает межповерочный интервал.
Пути устранения проблем ГВС без использования «умных» счетчиков
ООО «НГЦУОРПУ «Метаком Сервис» не устанавливает счетчики горячей воды с термодатчиками по причине того, что они не решают проблем потребителей. Если пользователей не устраивает температура воды, поступающей из горячего крана, то бороться с этим нужно не установкой многотарифного прибора, а иначе.
Существуют два основных вида проблем с ГВС:
- В зданиях с тупиковой системой водоснабжения при малом водоразборе на верхних этажах горячая вода появляется после слива остывшей в стояке воды.
- Ресурсоснабжающая компания подает недостаточно нагретую воду.
В Нижнем Новгороде подавляющее большинство домов подключены к централизованному водоснабжению с закольцованной системой ГВС. Нагрев воды производится в котельной или бойлерной, после чего вода поступает к жильцам и возвращается для повторного обогрева. При однотрубной системе ГВС при недостаточном нагреве воды к дальним потребителям она может поступать остывшей. Предотвращают это врезанием в систему байпасов.
Если поставщик услуг производит недостаточный нагрев, то для фиксации этого используется общедомовой теплосчетчик, устанавливающийся на трубе системы ГВС на входе в дом. Если на входе температура соответствует норме, то несложно найти и устранить причину ее остывания на коротком участке трубопровода. Если вода нагрета недостаточно, то это также не составит труда доказать — достаточно предоставить распечатку с показаниями теплосчетчика. Как правило, обслуживающая организация принимает меры, не доводя дело до судебного разбирательства.
Именно устранение проблем с ГВС является единственно верным решением в подобных ситуациях, а не потребление некачественных услуг с подсчетом их стоимости по дорогостоящему прибору. Если же общедомовой теплосчетчик отсутствует, то его установка обходится жильцам дома недорого. Контролировать качество ГВС с помощью такого прибора дешевле, проще и эффективнее.